Вы не вошли.
А кто-то из нас кажись и правда сочинял неплохие сказки.
Вне форума
Блин, что за темы???
Где я и где сказка?
Эта тема вогнала меня в ступор. Фантазия и так на нуле, а даже мысли о подобном повороте сюжета загоняют её ещё ниже!
Вне форума
Блин, что за темы???
Где я и где сказка?
Эта тема вогнала меня в ступор. Фантазия и так на нуле, а даже мысли о подобном повороте сюжета загоняют её ещё ниже!
Да ладно. кое что из того, что я читал, - почти сказка. В любом случае - мир там есть, свой и оригинальный.
Вне форума
Блин, что за темы???
Где я и где сказка?
Эта тема вогнала меня в ступор. Фантазия и так на нуле, а даже мысли о подобном повороте сюжета загоняют её ещё ниже!
Ниже - это в порнуху?
Вне форума
Ниже - это в порнуху?
Нет. Ниже - это в трэш.
И блин, даже если я пишу сказку - то это сказка для тех, кому за тридцать. Раньше её читать не имеет смысла.
Вне форума
Не сочтите меня занудой с дипломом Литинститута (хотя то и другое имеется), но, чтоб не ошибиться с выбором жанра конкурсной работы, лучше всего прочитать одну замечательную книжку.
В.Я. Пропп "Морфология волшебной сказки".
Настольная книжка сказочника.
Автор тот, а название не сходится...
http://lib.com.ru/Moshkov1/CULTURE/PROPP/skazki.html
Вне форума
Птица СиринНе сочтите меня занудой с дипломом Литинститута (хотя то и другое имеется), но, чтоб не ошибиться с выбором жанра конкурсной работы, лучше всего прочитать одну замечательную книжку.
В.Я. Пропп "Морфология волшебной сказки".
Настольная книжка сказочника.Автор тот, а название не сходится...
http://lib.com.ru/Moshkov1/CULTURE/PROPP/skazki.html
Вне форума
какая чудесная тема. А в качестве поощрения победителям - можно и иллюстрации нарисовать ))
Вне форума
maskПтица СиринНе сочтите меня занудой с дипломом Литинститута (хотя то и другое имеется), но, чтоб не ошибиться с выбором жанра конкурсной работы, лучше всего прочитать одну замечательную книжку.
В.Я. Пропп "Морфология волшебной сказки".
Настольная книжка сказочника.Автор тот, а название не сходится...
http://lib.com.ru/Moshkov1/CULTURE/PROPP/skazki.html
А, там еще одна... Спасибо!
Вне форума
Ох, уж эти сказочники...
Вне форума
Проппа читать интересно, но долго. Вот кратенькая "выжимка" из книги Зуевой "Русский фольклор" про волшебную сказку. Скачать целиком в вордовском формате её можно вот тут:
marina-marija.narod.ru›SUEVA_KIRDAN.doc
Герой волшебных сказок молод - он достиг брачного возраста, полон сил и готов к взрослой жизни. Но сначала ему предстоит пережить нелёгкие испытания, соприкоснуться с разнообразными чудесными силами. В основе волшебных сказок - чудесный вымысел. "Волшебный" - от древнерусского "волхвовать", совершать колдовство или гадание.
"Сравнительный указатель сюжетов" (СУС) учитывает 225 сюжетов или сюжетообразующих мотивов этого жанра, самые популярные из них опубликованы в сотнях вариантов. В их числе: "Победитель змея", "Бой на калиновом мосту", "Три подземных царства", "Смерть Кащея в яйце", "Чудесное бегство", "Звериное молоко", "Мачеха и падчерица", "Сивко-Бурко", "Конек-горбунок", "Незнайка", "Волшебное кольцо".
Исторические корни волшебной сказки - в языческих верованиях и обрядах, земледельческих культах земли, воды, солнца. В сказке, чтобы перевоплотиться, нужно удариться о сыру землю. Разнообразной волшебной силой обладает вода: оживляет мертвого, омолаживает старого, дает зрение слепому, делает героя сильным, а его врага слабым. Неотъемлемой художественной чертой жанра является красочное сияние золотых предметов сказочного мира — в данном случае эпитет "золотой" обозначает цвет солнца.
Волшебная сказка несет следы тотемистических верований. С древними представлениями о супруге-тотеме связаны сказки о чудесных невестах и женихах. Главный герой часто вступает в союз с невестой-птицей. Отзвуком древних брачных обрядов является их первая встреча у воды: на берегу моря, реки или озера.
Вне форума
Особенно часто животные-тотемы являются чудесными помощниками героя. Они могут быть связаны с умершими родителями. Девушке-сироте помогает корова ("Мачеха и падчерица"), а Иванушке — конь ("Сивко-Бурко").
Конь всегда сопутствует герою волшебной сказки. Он связан с солнцем и тридесятым царством. Чудесный сказочный конь — в звездах, с месяцем и солнцем, с золотыми хвостом и гривой — появляется ночью и излучает ослепительный свет.
В народе широко была известна деревянная игрушка-каталка в виде коня, обязательно окрашенная в красный цвет. "Потешная лошадка" готовила мальчика к инициации: обряду сажания на живого коня, который совершался в семилетнем возрасте. Когда-то это был воинский обряд, посвящение в ратный чин: в седле и со стрелами.
В сказках упоминаются орудия труда: топор, соха, плуг, ярмо, веретено, прялка, ткацкий стан. Издавна они считались священными, так как использовались в производстве пищи и одежды — того, что соприкасается с телом человека. В быту они украшались магическим орнаментом, а в сказке превратились в чудесные предметы: топор-саморуб, скатерть-самобранку, золотое веретенце, волшебные жерновки (зернотерки) — "что ни повернешь — все блин да пирог ". Наряду с ними фигурирует архаичное оружие охотников — дубина: позолоченная палица в пятьдесят пудов, чудесная дубинка.
Мифологическое сознание было основано на идее бессмертия и единства живых существ. С этими представлениями связано оборотничество — поэтический прием волшебной сказки. Живое может выступать в разных обликах. Важную роль играет мотив "преследование — спасение".
В сказке "Хитрая наука мотив развивается в двух линиях перевоплощений: колдуна и его ученика .
В восточнославянских сказках особое значение имеет образ Бабы Яги. Он восходит к эпохе матриархата и многое в нем остается загадочным (например, существует несколько предположений, но нет убедительного объяснения самого имени "Яга"). К Яге по ее зову бежит всякий зверь, ползет всякий гад, летит всякая птица. Она не только повелительница живых существ, но и хранительница огня для очага (не случайно сказка связывает с ней предметы утвари — ступу, помело, кочергу).
Вне форума
О глубокой древности Бабы Яги говорит двойственность ее свойств: она может быть и помощником, и противником. Яга указывает дорогу в Кащеево царство, от нее герой получает чудесные предметы и волшебного коня. Вместе с тем Яга выступает как воительница, мстительница, похитительница детей. В родовом обществе Яга олицетворяла мать-родоначальницу, и сказка подчеркнуто утрирует ее женские признаки, хотя делает это, вследствие падения культа, уже с насмешкой: "Сидит Яга Ягинишна, Овдотья Кузъминишна, нос в потолок, титьки через порог, сопли чрез грядку, языком сажу загребает ".
Мотив встречи героя с избушкой Бабы Яги В. Я. Пропп объяснил обрядами инициации родового общества, которыми достигшие зрелости юноши посвящались в охотники (воины), а девушки принимались в круг матерей. В основе обрядов лежала воображаемая смерть, когда человек якобы посещал царство мертвых и приобретал там чудесные свойства, а затем возрождался в новом качестве. В двух книгах ("Морфология сказки" и "Исторические корни волшебной сказки") Пропп показал, что единообразие сюжетного строения разных произведений этого жанра соответствует таким обрядам древности: "Композиционное единство сказки кроется не в особенностях человеческой психики или художественного творчества, а в исторической реальности прошлого. То, что сейчас рассказывают, некогда делали, изображали, а то, чего не делали, представляли себе".
Внутри сказочного сюжета два пространства: мир людей и чудесное тридевятое царство, тридесятое государство — царство мертвых. В представлении древних оно было связано с солнцем, поэтому сказка изображает его золотым. В разных сюжетах чудесное царство расположено под землей, под водой, в далеком лесу или на высоких горах, на небе. Следовательно, оно очень удалено от людей и перемещается, подобно суточному движению солнца. Именно туда отправляется герой волшебной сказки за чудесными золотыми диковинками и за невестой, а потом возвращается с добычей в свой дом. От реального мира тридевятое царство всегда отделено границей: тяжелым камнем, столбом с надписью о трех дорогах, высокой крутой горой, огненной рекой, калиновым мостом, но особенно часто — избушкой Бабы Яги. В. Я. Пропп пришел к выводу, что Яга — умершая мать, покойник, проводник в загробный мир.
Сказочная избушка сохраняет признаки живого существа: слышит обращенные к ней слова ("Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом"), поворачивается, у нее курьи ножки. Зооморфный образ избушки связан с курицей, которая у восточных славян символизировала женское плодородие. Сказочный мотив встречи с избушкой Яги несет отзвуки женской инициации.
Вне форума
Герой сказки отправляется в иной мир чаще потому, что туда унесена близкая женщина: невеста, сестра, жена, мать. Сюжет о похищении женщины ("основной сюжет") В. Я. Пропп выделил как наиболее типичный для волшебно-сказочного жанра. Он писал: "Морфологически волшебные сказки могут быть выведены из сказок о похищении змеем царевны" . Исторически это связано с реальными жертвоприношениями женщин. Сказка, в отличие от обрядов, отразила более древнюю этнографическую реальность: в ней "память" не о заместительной, а об изначальной жертве — самой женщине. Но, как и обряды, сказка выразила прогрессивное стремление преодолеть жестокий обычай, который на новом уровне человеческого сознания утратил мотивировку. Главная тема сказки — освобождение и возвращение женщины. В сказке появился герой-освободитель, с которым стала связываться ее идейность. Финалом — свадебным пиром — сказка начала поэтизировать личное чувство человека.
К функции похищения стали прикрепляться мифологические персонажи, олицетворявшие в древности силы природы и потусторонний мир: старичок; старый дед; мал человек; старичок с ноготок, борода с локоток, усы по земле тащатся, крылья на версту лежат. Иногда он влетает в облике птицы и, ударившись об пол, принимает свой вид; в некоторых случаях просто является птицей (Орел, Ворон Воронович). Есть у него и другие названия: Вихорь, Вихорь Вихоревич, Вихорь-птица, буйный вихрь, нечистый дух. Иногда он принимает облик Змея.
Афанасьев трактовал Змея как "воплощение молнии, низведенной на домашний очаг" . В. Я. Пропп видел в нем связь со стихиями (огнем, водой, горами, небесными силами) и с животным миром (в частности, с рыбой): "Змей вообще не поддается единому объяснению. Сказочный Змей — огнедышащий и многоголовый; его образ часто подвергается утроению (Змей с тремя, шестью, девятью головами)".
Змею близок другой мифологический образ — Кащей Бессмертный. Он играет ту же роль скупого хранителя сокровищ и опасного похитителя красавиц, что и змей; оба равно враждебны сказочным героям и свободно заменяют друг друга..." Однако, в отличие от Змея, Кащей существо человекообразное. Свою жертву он никогда не съедает. Слово "кощей" заимствовано от кочевников, употреблялось в древнерусском языке в значении "пленник, раб". Сказка знает изображение Кащея в неволе ("Смерть Кащея от коня"), поэтому можно предположить, что его имя изначально было эпитетом.
Фантастическими противниками героя являются также Морской царь, Чудо-Юдо. Часто противник выступает в роли преследователя, что особенно характерно для образа "летящей" Яги: Нагоняет их баба-яга на железной ступе, медным толкачом погоняет.
Жанровая форма волшебной сказки определилась в фольклоре поздно, после упадка мифологического мировоззрения. Во время распада родового общества. У восточных славян быт принял форму патриархальной семьи. Взаимоотношения ее членов, противоречия между ними легли в основу второго конфликтного слоя сюжетов волшебных сказок. Новый конфликт напластовался на древний, мифологический. Героем сделался обездоленный и невинно гонимый член семьи: младший брат, младшая сестра, падчерица. Появилась новая группа его противников, также реальных: старшие братья, старшие сестры, мачеха. С помощью волшебных сил сказка стала наделять своего героя богатством и счастьем, а его гонителей наказывать — и это стало ее идейным пафосом.
Вне форума
Герой волшебной сказки — обычный человек, нравственно и экономически ущемленный в результате исторического переустройства бытового уклада. Собственно сказочный конфликт — семейный, именно в нем проявилась социальная природа жанра волшебной сказки. Два конфликта разной исторической глубины — мифологический и семейный — соединились в рамках одного жанра благодаря образу главного героя, который во всех своих модификациях сочетает мифологические и реальные (бытовые) признаки.
От мифологии сказка унаследовала два типа героя: "высокий" (богатырь) и "низкий" (дурачок); самой сказкой порожден третий тип, который можно определить как "идеальный" (Иван-царевич). Герой любого типа, как правило, является третьим, младшим братом и носит имя Иван. Уже само по себе это имя развило больше 150 производных форм, а в сказке оно еще и дополнялось прозвищами (царевич, дурачок, Медвежье ушко...). Происходя от библейского Иоанн, это имя несколько веков было самым распространенным на Руси: каждый четвертый мужчина звался Иваном.
Наиболее древний тип героя — богатырь, чудесно рожденный от тотема. Наделенный огромной физической силой, он выражает раннюю стадию идеализации человека. Вокруг необычайной силы богатыря как его главного качества и развивается сюжет, кульминацией которого становится подвиг героя в битве со Змеем (в сказках: "Бой на калиновом мосту", "Победитель Змея", "Змееборец Кожемяка", "Три подземных царства").
Образ дурачка характерен для сказок "Сивко-Бурко", "Конек-горбунок", "По щучьему велению". Он сочетает неприглядный внешний вид и подчеркнуто выделяемую красоту внутреннего мира. В этом типе героя особенно заметна важная идейная установка жанра: проверка нравственных качеств одариваемого человека. Герой волшебной сказки проходит не только через фантастические испытания, но и через испытание доброты, трудолюбия, отзывчивости, терпеливости, смелости, уважения к старшим. Это испытание он также выдерживает. Философский смысл жанра можно определить так: наделение обделенного, но достойного.
Вне форума
Особенно характерен для волшебной сказки Иван-царевич — образ, который выразил новый исторический этап идеализации человека. Сказочная царственность — опоэтизированная мечта народа о предельно возможном личном благополучии и счастье. Но такое представление могло возникнуть только в социально развитом обществе, когда появилось историческое представление о царях. Образ Ивана-царевича характерен для сюжетов "Царевна-лягушка", "Молодильные яблоки", "Чудесные дети", "Волшебное зеркальце" ("Мертвая царев¬на"). В поздний период волшебно-сказочный царь наделялся конкретными социальными и историческими признаками, что свидетельствовало лоб эволюции волшебной сказки в новеллистическую, например "Красавица-жена" ("Пойди туда — не знаю куда...").
Волшебная сказка знает все три типа главного героя в женском варианте (Царь-девица, царевна, падчерица). Но таких сюжетов немного, более всего распространены сказки о падчерице. Основная роль героини волшебной сказки — быть помощницей жениха или мужа. Такая сюжетная роль, идущая от древнего обычая активного поведения женщины в выборе жениха, повлияла на содержание образа сказочной царевны. Она — волшебница, родственно связанная с чудесными силами: солнечным миром (Золотоволосая Елена), морской стихией (Марья Моревна, прекрасная королевна), тридесятым царством (царевна-лягушка).
Ее родные братья — Ветер, Вихрь и Буря — являются, если дунуть в волшебный рожок. Но самое ценное в образе невесты то, что она непременно красавица и царевна. Сказка как будто не находит слов, чтобы передать ее красоту: "Зрел бы, смотрел, очей не сносил!" Женитьба на ней — предел желаний героя.
Связанная по происхождению с древними инициациями и вечной мечтой человека о счастье, сказка сохранила жизненно важную идею продолжения рода. В мифологии магический призыв плодородия отождествлял человека, растительный и животный мир, все живое по признаку жизни. В волшебной сказке весь ее чудесный мир (животные, растения, богатыри-великаны — Дубыня, Горыня, Усыня; чудесные искусники — Объедало, Опивало, Мороз-трескун; чудесные предметы) — весь мир объединен общим желанием помочь герою, увенчать путь его испытаний свадебным пиром.
Вне форума
Волшебная сказка — одна из самых крупных повествовательных форм классического фольклора. Все ее сюжеты сохраняют единообразие композиции: свое царство — дорога в иное царство — в ином царстве — дорога из иного царства — свое царство. Согласно этой повествовательной логике волшебная сказка объединяет в целое (в сюжет) цепочку мотивов.
В построении волшебно-сказочных сюжетов важную роль играет традиционная стилистика: зачины, концовки, внутренние формулы композиционного характера: Долго ли, коротко ли..., Скоро сказка сказывается, да тихо дело делается... Эту роль могло выполнять и простое повторение глагола, обозначающее перемещение героя в сказочном пространстве: Шел он, шел...; Они плавали, плавали в бочке...
Наличие формул — яркий признак стиля волшебной сказки. Многие формулы носят изобразительный характер, связаны с чудесными персонажами, являются их маркировкой.
Например, за сказкой "Чудесные дети" закрепился образ кота-баюна, всегда создаваемый специальной формулой: У моря-лукомория стоит дуб, на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет — сказки сказывает, вниз идет — песни поет. (Запись А. С. Пушкина).
Известны формулы, изображающие чудесного коня, Бабу Ягу, лежащую в избушке или летящую в ступе, многоголового Змея... Многие из них — остатки мифов и потому значительно древнее сказки. Некоторые сказочные формулы восходят к заговорам, в них сохраняются признаки магической речи (вызов чудесного коня, обращение к избушке Бабы Яги, требование чего-то по щучьему веленью).
Для динамизма сказочного повествования особенно важна роль глаголов. Действия героев (функции), составляющие структурную основу мотивов, стилистически закрепились в виде опорных глаголов в традиционном для того или иного мотива сочетании: прилетела — ударилась — сделалась; брызнул — срослись; ударил — вогнал, размахнулся — срубил.
Волшебная сказка активно использовала общую для многих фольклорных жанров поэтическую стилистику: сравнения, метафоры, слова с уменьшительными суффиксами; пословицы, поговорки, прибаутки; разнообразные прозвища людей и животных. Традиционные эпитеты, вместе с особо выраженными в этом жанре эпитетами "золотой" и "серебряный", возвышенно изображали мир, поэтизировали и одухотворяли его.
Вне форума
Ну, вот так примерно, если кратенько.
Вне форума
Спасибо, но у меня мозги распухли...
Вне форума
жуть..........
Вне форума
Если крылья отрезать птице.
Если ноги отрезать тоже.
Эта птица умрёт со скуки.
Потому что сидеть не сможет!
Вне форума
жуть..........
Мрак.
Не куплю себе туфли к фраку, не буду петь по ночам псалом. Ничего, как-нибудь проживем.
Вне форума
Птица, спасибо большое за приведённые отрывки
Правда с упомянутым автором не обязательно соглашаться. Например, баба Яга на самом деле персонаж не только славянского фольклора, но и народов коми и других финнских родичей, там она присутствует тоже как колдунья. Причём это единственный персонаж совпадающий у русских и финно-угорских мифах.
Вне форума
А вообще сказку лучше выдумать. Бог с ними, с канонами
Вне форума