АВТОРЫ    ТВОРЧЕСТВО    ПУБЛИКАЦИИ    О НАС    ПРОЕКТЫ    ФОРУМ  

Творчество: Иконописная мастерская



Шестоднев

Прежде, чем говорить о содержании и особенностях представляемой иконы, скажем несколько слов о месте библейского Шестоднева в христианской концепции мироустройства.

Шестоднев, или Гексамерон — это описание сотворения мира Богом из первозданного ничто, открытое нам в первых двух главах книгах Бытия. Собственно, с этих глав и начинается Библия. В библейском повествовании сотворение мира происходит в шесть дней (с точки зрения современной апологетики эти дни являются знаком последовательности, т.е., периодами, а также и иерархичности, т.е., значимости). Весь библейский Шестоднев, до последнего завершающего дня субботы, протягивает нить от низшего к высшему. Рефрены текста Шестоднева создают буквально зрительный узор, необходимый, чтобы показать читателю, слушателю, наблюдателю, что речь идет не об описательном характере текста, а о высокой Священной Поэзии, которая должна передавать самую суть явления, а не его конкретные детали. Это есть учение о начале мира и о смысле мира.

Шестоднев делиться на этапы. Свет — в первый день, суша и воды — во второй день, третий день — суша и растения. Параллельно по образности, по картинности раскрывается следующий цикл: свет первого дня — светила четвертого дня; воды второго дня — водные существа пятого дня; растения на суше третьего дня — животные на суше и человек на суше дня шестого. Здесь отражена поэтическая симметрия. Три элемента: материя неживая, жизнь, человек. Это есть восхождение, которое кончается удивительным существом, стоящим на грани двух миров, материального и духовного. Если каждое измерение, каждый этаж бытия создается непосредственно Божественным Словом, то здесь, при сотворении человека, мы читаем: «И сказал Бог: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему; и да владычествуют они над тварями морскими...» и так далее. Таким образом, в Мироздании появляется новое существо, которое подобно Творцу. Богоподобие человека — это власть над миром, но власть не грубая, не насильственная, а власть мудрости и разума.

Теперь обратимся к иконе «Шестоднев», в зрительных образах раскрывающей величие уникального космического события: сотворения мира. Созданная в мастерской «Небо на Земле» иконография является оригинальным изводом хорошо известного древнего канона.

Если традиционные иконы рассматривают Шестоднев более как космическое действо в канве истории мира и Церкви, то икона мастерской «Небо на Земле» предлагает увидеть событие в его мистическом контексте, как акт благословения Творца своему творению. Это выражено особой лаконичностью иконы и её доминантой — благословляющей десницей Создателя.

Традиционная икона этого извода перенасыщена деталями, она включает в себя не только образ самого Шестоднева, но и множество клейм и малых иконописных изображений.

Средник иконы представляет собой сложную композицию, состоящую из отдельных сюжетов. Вверху в центре шесть сцен Сотворения мира, расположенных в два ряда. Слева три клейма (сверху вниз): Сошествие во ад, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Омовение ног; справа (сверху вниз): Собор архангелов, Благовещение, Распятие. Между ними представлен Господь Саваоф в окружении небесных сил. Под ним Христос на престоле с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей и Небесными силами. Ниже райское древо, обвитое змием. По сторонам от древа обнаженные Адам и Ева, слева от них ангел, справа — изгнание Адама и Евы из рая. Внизу средника двухрядное изображение — Суббота всех святых. Вокруг средника располагаются клейма с изображениями евангелистов, отцов церкви, митрополитов, преподобных, блаженных и юродивых.

Таким образом, события самого Шестоднева, явленные в шести малых иконках, расположенных в центральной части верха иконы, занимают не более двадцати процентов её поля. Причем сами события показаны статично, композиция и изображение повторяются от иконки к иконке. В основании «Шестоднева» — фигура Бога-Отца на престоле, жестом благословляющим все мироздание.

Эта же фигура шестикратно воспроизведена и в клеймах «Шестоднева», с незначительными и трудноразличимыми отличиями. Это скорее символ Шестоднева, а не его изображение.

Совсем иное содержание представляемой иконы. Центр её композиции — благословляющая длань. В самом её изображении несколько смысловых уровней. Это и иерархичность Творца и творения, и знак целенаправленности Промысла («Предвечный совет»), и образ заботы Отца о своем создании, и указание на спасительную миссию Сына Божия (пальцы длани сложены в символическом знаке «ИХ»).

По сути дела, в этом благословении содержится весь план Бога о сотворении и спасении мира. Но Господь восхотел нам открыть большее, чем только знание о Его плане; он раскрыл нам и детали этого плана, о чем и повествует Шестоднев. Это и запечатлено в представляемой иконе. Ей свойственна не только уникальность композиции, но и особое, личностное видение описываемых событий. Восходя к лучшим образцам византийской эстетики, изображения на иконе не статичны и не безличностны. Бог Отец, Творец и Создатель мира, бытие Которого в своем абсолюте недоступно нашему разуму и чувствам, здесь предстает в антропоморфном образе, выражающем состояния Духа при совершении тех эпохальных этапов творения, которые раскрыты нам вы Библии.

Таким образом, икона «Шестоднев» мастерской «Небо на Земле» открывает нам не только символические знаки событий, но и опосредствованные человеческим зрением и чувствами их содержание.

Итак, Шестоднев, первая глава библейской книги Бытия:

1 В начале сотворил Бог небо и землю.
2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

В несколько архаичной манере на иконе изображен старец — «Ветхий деньми» — традиционно изображаемый как образ Бога-Отца, пребывающий в состоянии глубокой задумчивости, и благословляющим жестом зачинающий начало творения мира.

6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.>
7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
8 И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.> И был вечер, и было утро: день второй.

Вторая малая икона Шестоднева показывает Творца как усердного и радостного работника. Из фоне пламенеющей первоматерии Он формирует структуру космоса.

9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.>
10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.
11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и> дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию> ее, и дерево [плодовитое>, приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле>. И увидел Бог, что это хорошо.
13 И был вечер, и было утро: день третий.

Творение третьего дня неожиданны для современного человека: твердь, воды и даже растения созидаются прежде светил небесных. Но именно так было предусмотрено Творцом, и потому изображение Его на третьей малой иконе — здесь мы видим мимику и жест педагога — говорит нам: веруйте, ибо «по вере вашей да будет вам».

14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и> для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;
15 и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.
16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;
17 и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,
18 и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.
19 И был вечер, и было утро: день четвертый.

Драгоценности небесного свода, прикрасы мироздания — светила небесные — творит Господь в четвертый день. Торжествующая и ликующая поза Творца соответствует настроению этого космического события.

20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.>
21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.
22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.
23 И был вечер, и было утро: день пятый.

Элегическое, поэтическое настроение свойственно пятой иконе. Поза, выражение лика, жест — все говорит о умилении красотой новосозданного творения. Творения, которое в еще безгрешном земном раю дышит радостью и любовью.

24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.
25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.
26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и> по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,> и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,> и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,> и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу;
30 а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,> пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.
31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.

Шестой день — день, последовавший за Предвечным советом. День, описание начала которого (в русском переводе Библии) звучит угрожающе и тревожно: «да произведет земля ... скотов, и гадов, и зверей». Уже здесь звучит некоторая напряженность. Впервые появляется намек на то, что в Мироздании есть некая тень в мистическом смысле, во внутреннем смысле. Звучит первый намек на какое-то катастрофическое, неблагополучное развитие Мироздания. Но этот катастрофизм не мешает осуществлению высшей задачи. В Предвечном совете лица Пресвятой Троицы, ведая о трагических путях мира, дали благословение на создание человека — существа, являющегося образом и подобием Творца. Дали согласие, не смотря на то, что предвидение Божие знало, какой жертвы это потребует: распятия Сына Божия. Знало о грядущем отречении человека от Бога, о разрушении земного рая, о Голгофской жертве, открывшей путь ко всеобщему воскресению. И закономерно, что впервые на малых иконках «Шестоднева» Бог Отец изображен страждущим: в Его взгляде и жесте соединены и безмерная любовь, и страдание. Это — врата истории человечества, и через эти чувства — любовь и страдание — надлежит пройти каждому из нас.

Но никогда не забудем — итогом этого пути, о котором столь ярко и образно повествует представляемая икона «Шестоднев», является радость и мир в воссоединении с Творцом в Царстве Небесном.

Священник Михаил Шполянский

Работы автора:

Иконы 2012

Промысел о спасении

Врата Царствия

все работы

 

2004 — 2024 © Творческая Мастерская
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. Любое использование материалов сайта, полностью или частично, без разрешения правообладателя запрещается. Играть в Атаку