|
Врата ЦарствияПредставленный Вашему вниманию артефакт не просто необычен. Его смело можно назвать уникальным — не чужеродным, но уникальным именно в русле традиции Православной Церкви. Настолько уникальным, что ему невозможно подобрать точное «родовое» название. Триптих? Складень? Ковчег? Впрочем, такая задача и не ставится: не важно, как назвать, важно понять. А обрести понимание сего мы можем, только изначально сознав, какое значение в жизни православия имеет символ. И потому — небольшой экскурс в мир церковной символики.
Церковный символ — это не «условный знак» того, что он изображает. Церковный символ таинственно содержит в себе то, что он изображает, он соответствует своему небесному или Божественному первообразу, имеет в себе его благодатное присутствие и тем самым исполняет свое предназначение. С древнейших времен Православная Церковь уделяла большое внимание символике. Православное учение и вера всегда воспринимали образ-символ как святыню. При этом существует два вида символов: символы как знаки (знамения) — предметы или изображения, которые передают духовное значение Божественных и небесных истин и явлений иносказательно, и символы как образы, которые непосредственно изображают совершенное, истину, поскольку она являет себя в образе. Догматом VII Вселенского Собора установлено воздавать почитание образам как символическим знакам первообраза («поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней»). Такая связь осуществляется подобием, соответствием образа своему первообразу, благодаря чему честь, воздаваемая образу, переходит к первообразу.
Образы — это священные изображения и предметы, овеществляющие не только духовное значение, но и самое внешнее сходство Божественных и небесных лиц и предметов. К образам относятся, прежде всего, иконы: образы Господа Иисуса Христа, Матери Божией, Креста Господня с Распятым Спасителем, ангелов, святых людей, а также изображения священных событий.
Знамения же есть иносказательные изображения и изделия, крест (не изображение Распятия), архитектура храма, богослужебный чин. Первое знамение — это Крест, призванный напоминать о Распятии и Воскресении, но не имеющий изображения Распятия. Такой Крест сооружается на куполах храмов, изображается на богослужебных сосудах, одеждах, просфорах, и Церковью предметах.
При этом нельзя забывать, что история церковной символики — это богочеловеческий процесс, где знание и мастерство людей направлялись и совершенствовались под воздействием благодати Божией, внушениями Святого Духа. Самые ранние христианские символические изображения относятся ко временам древней катакомбной Церкви и первых гонений.
Тогда символика употреблялась в первую очередь как криптограмма, тайнопись, чтобы единоверцы могли узнавать друг друга во враждебном окружении. Однако смысл символов был всецело обусловлен религиозными переживаниями; тем самым можно утверждать, что они донесли до нас богословие ранней Церкви.
Мир «иной» приоткрывается в этом мире через символы, поэтому и символическое видение есть свойство человека, который предназначен к бытию в этих двух мирах. Символизм христианского искусства изначально был и есть сейчас проявлением естественного для религиозного человека видения мира, был способом познания сокровенных глубин мироздания и его Творца.
Таким образом, символ всегда был важным составляющим религиозной жизни, хотя формы его актуализации менялись с течением времени. Представляемый артефакт — назовем его «ВРАТА ЦАРСТВИЯ» — новое явление в эоне церковной символики: он является синтезом знака, образа и динамического потенциала символа (в чем-то схожим с богослужением). Главное содержание сего знамения: напоминание о неизбежности встречи с вечностью, и о том, что к этой встрече необходимо должным образом приготовиться. Овеществленный символ в данном случае опирается на символические (в отношении «ключей») слова Евангелия: «Я говорю тебе: ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16:18-19) Основываясь на этих словах Спасителя, церковная традиция видит в ап. Петре привратника Царствия Небесного. Врата Царствия закрыты для противников Господа, но отпираются ап. Петром для «благословенных, входящих в обители Отца Небесного».
Символическим напоминанием именно об этом и служит знамение «ВРАТА ЦАРСТВИЯ». Вся его архитектоника подчинена цели: привести человека к отверстым вратам Небесных Чертогов.
Само по себе знамение «ВРАТА ЦАРСТВИЯ» представляет собой образ складня — но смысл его совершенно иной, чем в иконе-складне. В закрытом виде оно — образ закрытых для холодных душ Царствия. Но вот створки врат открываются, и за ними мы видим ап. Петра с ключами в руках. Образ написан в древней технологии православной иконы (доска, левкас, натуральные пигменты) и в лучших традициях византийской иконописи. Позади образа мы видим сияние Небесного Царствия, символизируемое благородным огнем золотого фона. В руках апостол держит ключи врат. И это же изображение ключей, приближаясь к нам, словно материализуется в реальном измерении. Ключи, в свой натуральный размер и точно поверяющий их образ на иконе, висят на внутренней стороне врат-складня. Мы можем прикоснуться к ним, снять — и вспомнить, о том, что «эти ключи» должны открыть самые важные двери в нашей жизни, и что право на это нужно еще обосновать...
Здесь нам на помощь приходит Сам Господь: ведь именно исполнение Его заповедей является подлинным, «живым» ключом. И тут вступает в действие динамическая функция знамения-«складня». Человек, размышляющий о вечности и о пути в Царствие Небесное, может открыть специальный ящичек в нижней части «складня», и достать оттуда «пропуск» — серебряные пластинки (символы человеческих усилий) с надписаниями: воздержание, целомудрие, смирение, вера, щедрость, доброта, любовь.
Здесь можно задуматься и о соответствии своей жизни христианскому призванию, и о целях, которые нужно перед собой поставить.
Особо плодотворным, по нашему мнению, может быть следующее: начинать каждый день жизни с того, что, открыв «врата» и выдвинув ящичек, наугад достать одну из табличек, вдуматься в смысл обозначенной на ней добродетели, и попытаться прожить этот день под её знаком.
Впрочем, пути богообщения и духовной жизни бесконечно многообразны, и каждый должен искать то, что ему «способствует во благое».
Таким благим помощником в христианской жизни может стать и знак-образ «ВРАТА ЦАРСТВИЯ». И потому значимость его не ограничивается новаторством идеи и высочайшим уровнем художественного исполнения, но, в первую очередь, имеет духовную ценность. |
Работы автора: Иконы 2012 Шестоднев Промысел о спасении все работы
|