Тёплым июльским днём я спустился с верхнего этажа панельной «хрущовки». Чирикали воробьи. На скамейке у подъезда девушки пили «спрайт». Всё располагало к безмятежности.
Но я не расслаблялся.
Я знал, что где-то там, за изнанкой вещей таится жадный Сумрак... И благообразная старушка с палочкой вполне может оказаться ведьмой. А милые девушки — вампиршами, караулящими добычу...
Ой! Одна из них жадно зыркнула в мою сторону!
Нет. Я не перегрелся на солнце.
Просто я шёл смотреть «Ночной Дозор»!
Шёл с ликованием...
Наконец-то, впервые за пятнадцать, а то и двадцать лет, у нас в России сняли полномасштабный фантастический фильм! Да ещё по книге, ставшей событием в отечественной фантастике!
Шёл с опаской...
Известно, что любая экранизация — скользкая вещь. Даже в Голливуде, с его «звёздами«и бюджетами.
«Солярис» с Робертом Клуни...
Джексоновское «Возвращение Короля». Никогда не был фанатом Профессора, но то, что сделали с его романом...
Всё таки, литература и кино — разные искусства! И из самой хорошей книги может получиться ... (вымарано цензурой).
Размышляя в таком ключе, я добрался до кинотеатра.
И сердце взволнованно забилось. Очередь от касс тянулась по ступеням на улицу. Даже на «Матрицу» и «Возвращение короля» — такого не было! Знай наших!
Я купил билет, поднялся в зал...
Сейчас, когда я пишу эти строки, Интернет раскалился от противоречивых мнений. Одни с пеной у рта ругают, другие столь же остервенело хвалят.
Вы все не правы, мои друзья!
Главное достоинство фильма «Ночной дозор» — то, что он вышел на экраны! Состоялся, как кинематографический и, чего греха таить, бизнес-проект!
В этом отношении, как к проекту, у меня к нему — никаких претензий. И я более, чем уверен — за первым последуют другие. Отечественный кинематограф открыл для себя отечественную фантастику!
Если же трактовать фильм в узком смысле, как экранизацию знаменитого романа Сергея Лукьяненко... Конечно, тут далеко до идеала. Очень...
Первый блин редко бывает нужной консистенции.
...Поединок Антона (Хабенский) с вампиром (Лагутенко). Яркая, динамичная сцена.
Но откуда в заброшенной парикмахерской зеркала на стенах? Хотя... Если имеешь дело с вампирами, это довольно удобно.
Плохо, что остался и инструмент! Вероятно, все парикмахеры провалились в Сумрак. И потому забыли ножницы, с которыми Мумий-Троль бегает за Антоном-Хабенским.
Такое нестандартное вампирское поведение кого хочешь удивит! Вот и мечется бедный Антон с осколком зеркала, истошно выкрикивая «Я тебя вижу!» Наверное, запамятовал с перепугу, что не хуже вампиров умеет входить в Сумрак...
...Воронка инферно задевает самолёт. Ужас, катастрофа! Авиалайнер теряет высоту, ещё немного и врежется в землю! Нервы у зрителей — будто натянутые струны!
Расслабьтесь, дорогие зрители.
Это в жизни терпящие аварию самолёты падают. А наш лайнер, мистическим образом, носится над Москвой, теряя заклёпки и другие части фюзеляжа. Герои уже успели и в магазин сходить, и чаю попить, и пофлиртовать... А злосчастный самолёт всё «падает» над городом!
...Костя-Антон утихомиривает Воронку. Молодец!
А дальше начинаются чудеса.
Едва ли не мгновенно, он оказывается на крыше — рядом с Егором и вампиршей. Причём (вопреки логике и роману) Антон ухитряется обогнать оперативников Дозора Медведя и Тигрёнка — тех самых, которые охраняли Егора!
У меня только одно объяснение — проделки Завулона!
Иначе, над кем бы негодяй заносил свою кошмарную «мясостругалку»?!
...Нет, без вредительства «тёмных» тут точно не обошлось! Такое впечатление, что режиссёр и сценарист подверглись «магическому воздействию первой степени».
Сами судите.
Ясный и логичный сюжет превратился в клиповое мельтешение. Из которого, единственной доминантой вырастает физиономия Завулона. «Светлые» бегают, суетятся... Тёмный маг, наоборот — спокоен и уверен в себе. Финал фильма: Антон — раздавлен и повержен. Завулон — торжественно величав...
Вот, блин!
Извините, вырвалось...
Да, Виктор Вержбицкий — хорош в роли главы «тёмных». Но неужели, победа Тьмы — авторский и режиссёрский замысел?
Не верю!
Яркая «картинка» — сильная сторона режиссёра Бекмамбетова. Зрелищный ряд — «драйвовый» и убедительный. Плохо, что в жертву этой «картинке» приносится всё остальное.
И фильм распадается на ряд хорошо сделанных, но слабо связанных «видеороликов».
Что толку от убедительных спецэффектов, если сами актёры теряют осмысленность поведения, превращаются в антураж для «картинки»?
На одном видеоряде фильм не построишь!
Кино и реклама — это всё-таки разные области!
Хотя... После некоторых, бьющих по глазам «слоганов» и торговых марок, начинаешь в этом сомневаться. Понимаю, деньги спонсоров надо отрабатывать... Но даже в Голливуде это делают поскромнее — не так нахрапом!
Эх, Бекмамбетов... Ту же энергию, да в мирных целях! Хотя б озвучку диалогов сделать внятной — уже был бы огромный плюс!
Я — свидетель. Людям, не читавшим романа, с большим трудом удавалось понять из-за чего ж там сыр-бор!
Отдельный вопрос — актёры на главные роли. Завулон-Вержбицкий — то, что надо. Гесер-Меньшов — вполне, хотя ему практически нечего было играть.
Но роль Антона — абсолютно не для Хабенского (который, кстати, честно признавался в интервью, что терпеть не может фантастики)! Антон, в его исполнении — жалкий, потерянный и невнятный. Один Гесер знает, как такой сумел произвести впечатление на Светлану и унять Воронку?
Из персонажей второго плана нельзя не упомянуть Валерия Золотухина в роли отца-вампира. Мастер, он даже в эпизоде — мастер! Гоша Куценко — совсем неплох в роли Игната. Юная, раненая вампирша, бредущая через ночную Москву, заставляет сжаться сердце...
Хороша и ведьма в начале фильма. Её зловещее колдовство, атака «светлых» оперативников — один из ударных эпизодов. Но какого нечистого понадобилось втискивать туда Антона, вздумавшего причаровывать любовь ценой смерти ребёнка?! Это уж ни в какие ворота!... Чуть ли не самое диковинное «новшество» по сравнению с романом!
Подвожу итог. Фильм — неординарный. Режиссёр — талантливый. Но, мягко говоря, неопытный.
Смотреть такое кино стоит. Конечно, осознавая, как далеко ему до полноценного воплощения одной из лучших фантастических книг пореформенной России.
Дай Бог — это лишь первая экранизация!
... А песенка в конце фильма — мне понравилась!
Скачать произведение |