|
или последняя опера Модест Мусоргский Ехидный Веничка Ерофеев описал в бестселлере «Москва-Петушки» аллегоричную сценку: лежит Модест Петрович в канаве, а мимо идет Римский-Корсаков, вытаскивает друга из канавы и не дает опохмелиться, пока тот не напишет очередную темку... Над страстью композитора к алкоголю можно посмеиваться долго. Однако, не стоит забывать, что Модест Петрович Мусоргский принадлежал к плеяде деятелей русской культуры, выдвинувшейся в 60-е годы прошлого столетия рядом с Чернышевским и Добролюбовым, Некрасовым и Салтыковым-Щедриным, Чайковским... Хотя, и не секрет, что водка была таким же неотъемлемой составляющей жизни Мусоргского, как рояль и нотная бумага. Мусоргский несколько раз пытался избавиться от этой зависимости. Рассказывали, что в эти дни он был совершенно невменяем, тиранил прислугу и хамил друзьям. И в тоже время признавался, что именно в трезвом состоянии ему работается легко и плодотворно. В запоях же гений был ужасен: куролесил по забегаловкам, просыпался в поездах со случайными попутчицами, и т.п. Мусоргский был типичным представителем своего времени. Решал художественные задачи в духе своей эпохи и достиг несравненного мастерства в воплощении подсознательных переживаний — немногие композиторы могут сравниться с ним по мастерству психоанализа. Начиная с 1873 года в письмах Мусоргского все чаще встречаются упоминания о «Хованщине». В своей новой опере он хотел сочетать верность характеров действующих лиц и драматургию народных сцен, к чему был уже натренирован работой над «Борисом Годуновым». Сюжет «Хованщины» был предложен композитору его близким другом — знаменитым критиком Стасовым. Мусоргский начал работу над оперой летом 1872 года. Он усиленно изучал исторические материалы, обдумывал детали либретто, отдельные музыкальные эпизоды — был увлечен богатством собранных материалов, музыкальные и поэтические образы возникали в его фантазии в неразрывном единстве. В августе 1875 года композитор закончил первое действие. Однако в дальнейшем работа шла с перерывами, вплоть до последних дней жизни Мусоргского. 22 августа 1880 года он сообщал Стасову, что «Хованщина» готова, «...кроме маленького кусочка в заключительной сцене самосожжения». Впереди предстояла громадная работа по оркестровке. Но композитору оставалось уже меньше года жизни... Говорят, известная петербургская прорицательница, узнав о том, что Модест Петрович отправился в очередной запой, сказала: «Эта рюмка будет последней». Мусоргский умирал тяжело: формальной причиной смерти стало рожистое воспаление ноги. Но в том, что его убил алкоголь, сомнений не возникло ни у кого. После кончины Мусоргского Н. А. Римский-Корсаков закончил, отредактировал и оркестровал оперу, и в этом виде пустил в мир. В наше время заново оркестровал «Хованщину» Шостакович по авторскому клавиру. «Хованщина» Мусоргского — красивый эксклюзивный товар, за которым могучая марка — Россия, русский театр. Действие развертывается в двух плоскостях: с одной стороны, князья Хованские, Голицын, раскольничий вождь Досифей. С другой — народ: стрельцы, раскольники. Рядом выписана Марфа-раскольница, с ее непреклонной честностью и непримиримостью ко лжи и обману, один из самых поэтических образов Мусоргского. Хованский и Досифей — разные люди. Однако их обоих объединяет приверженность к «святой старине», враждебность к новому, что несут России неоднозначные петровские реформы. Пользуясь своим влиянием на стрельцов и раскольников, Хованский и Досифей, как могут, пытаются задержать шествие нового. Однако «хованщина» (так был назван Петром I стрелецкий мятеж) находит свой бесславный конец — в горящем скиту гибнут Досифей и верные ему раскольники (позднее этот опыт возьмут на вооружение тоталитарные секты). Конечно, содержание «Хованщины» шире и многообразнее этого схематического изложения. В ней рассказано о душевной ране Марфы, обманувшейся в своей любви к князю Андрею Хованскому, о сложных дворцовых интригах, в которых замешан князь Голицын, при всем своем «западничестве» также являющийся приверженцем старого. Много высказано композитором в народных сценах, обладающих потрясающей силой воздействия. Здесь с особенной силой раскрывается дар композитора-психоаналитика. Свободно льющийся напев становится в «Хованщине» основным средством музыкальной характеристики. Это относится и к инструментальным эпизодом, среди которых знаменитый «Рассвет на Москва-реке» с его почти зримой образностью и эротичная «Пляска персидок» с ее истомно-знойной медленной темой, сменяющейся затем вихревым танцем. «Пляска персидок» считается из лучших восточных страниц русской классической музыки. Горестное предчувствие надвигающейся беды нарастает в заключительной сцене («Стрелецкая слобода»), где появляется скорбная мелодия хора «Батя, батя, выйди к нам...». Отсюда композитор ведет к развязке трагедии — гибели самого князя Хованского и концу его буйного войска: стрельцы идут по Красной площади к месту казни. С этой сценой связан один забавный случай. В середине семидесятых во время постановки «Хованщины» в Большом, Шакловитого везли на казнь в телеге, запряжённой настоящей лошадью. В главном театре правил бал гиперреализм: кремлевские соборы строились на сцене чуть ли не в натуральную величину, а в бутафорских избах при желании можно было зимовать. Вот и в сцене казни использовалась реквизитная кляча Феня, всеобщая театральная любимица. Во время одного из исполнений оперы у Фени по пути к Лобному месту отвалились оглобли. Закрепили их плохо... Лошадь развернулась и пошла в сторону зрительного зала, т.к. в свете софитов практически ослепла. Дирижёр округлил от ужаса глаза, но, понимая, что ничего поделать лично он уже не может, продолжал широкими жестами вести за собой оркестр. Публика затаила дыхание. Через три метра лошадь споткнулась о край оркестровой ямы, передние ноги у неё подкосились и Феня ухнула в яму мордой вперёд. При этом задняя её часть продолжала в раскоряченном виде находиться на сцене. Пожилой гобоист в оркестре, уже поднёс инструмент к губам, чтобы вступить в положенном месте, но тут в его ноты ткнулась неизвестно откуда взявшаяся лошадиная морда. Настоящая. Гобоист испугался и от неожиданности извлёк из инструмента непонятный звук — столь же громкий, сколь и несуразный. Оркестр остановился, действие тоже. Пятнадцать минут сотрудникам постановочной части понадобилось на извлечение бедного животного из оркестровой ямы. При этом оно возмущенно ржало и отчаянно лягалось задними ногами, а закрыть занавес не было никакой возможности. Публика в зале валялась со смеху! Поскольку это не та реакция, которая предполагалась композиторским замыслом, на следующий же день на заседании дирекции театра вопрос об использовании лошадиной силы в оперных спектаклях был поставлен ребром. В одном из своих писем Мусоргский писал о том, что им владеет одна дума: «сказать людям новое слово дружбы и любви, прямое и во всю ширь русских полян, правдой звучащее слово скромного музыканта, но бойца за правую мысль искусства». Он сказал это слово в своих гениальных произведениях, одно из первых мест в ряду которых занимает народная музыкальная драма «Хованщина». Скачать произведение |
Работы автора: По следам Поезда-Призрака Кармина Бурана Болеро и Павана на смерть Инфанты все работы Публикации: Кольцо времени Колесо в заброщенном парке
|