|
Густав Малер. (о жизни, музыке и силе судьбы) Среди знатоков музыки бытует расхожее мнение, что существуют только три композитора, чьи симфонии могут гарантировать полный аншлаг: Чайковский, Бетховен и Малер. Почему забывают такие фамилии, как Танеев, Шостакович, Калинников — не совсем понятно... Интересно, что Бетховен и Чайковский действительно всегда были на пике популярности, но симфонии Малера редко звучали до середины пятидесятых годов. Причины здесь называют разные, но самая ходовая — их огромная продолжительность, со всеми вытекающими последствиями для музыкантов, дирижеров и публики. Однако публика постепенно освоилась и воздала должное уникальной силе магического воздействия музыки Малера. Сошествие Гения Густав Малер родился в 1860 году в небольшом городке в Чехии. Он был вторым ребёнком в огромной еврейской семье, где всего детей было, ни много, ни мало, четырнадцать. На нищету, голод, смерть многих братьев и сестёр наложились также особенности государственного антисемитизма, господствовавшего в ту пору в Австро-Венгерской империи. Как скажет через много лет Малер: «Я бездомен трижды — как австриец среди немцев, как уроженец Богемии в Австрии и как еврей во всём мире. Везде чужой, всегда незваный гость...». Тем не менее, в 1875 году Малер поступает в Венскую консерваторию. На втором году учёбы он близко сошёлся с последним великим композитором немецкой романтической школы Уго Вольфом. Также на период учёбы пришлось знакомство с музыкой Антона Брукнера, чьи исполинские композиции в то время воспринимались венской публикой с присущим ей знаменитым «венским снобизмом»: либо с презрительными усмешками, либо с высокомерной оценкой «что-то в этом есть», либо с полным безразличием. В ту пору у Малера проснулся интерес к собраниям народных поэм, в которых откровенный мистицизм переплетался с обыденными реалиями повседневной жизни — впоследствии этот юношеский интерес воплотится в его сочинениях. В 1881 году Малер решил представить свою кантату «Трагическая песня» на соискание Бетховенской премии. Затея не удалась — жюри, в состав которого входил Брамс, раскритиковало сочинение в пух и прах. Это настольно выбило композитора из колеи, что он решил больше не связываться с композицией и полностью посвятить себя дирижированию. К счастью, Малеру не суждено было выполнить это опрометчивое решение, однако начатая им годом раньше дирижёрская карьера резко пошла по восходящей: сначала Лейпциг в 1886 году, чуть позже Будапешт, затем Гамбург. Наконец, в 1897 году он получает приглашение занять пост главного дирижёра Венской придворной оперы, в которой прослужил около десяти лет. Дирижерская магия В Венской опере, помпезной, самодовлеющей, Малер был заметен гораздо больше, чем другие местные звезды (а венцами были Глюк, Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Брамс, Брукнер, Штраусы, Берг...). Сегодня в гобеленовом зале фойе висит пестрый портрет Малера кисти Р. Б. Китая, подаренный Гилбертом Капланом, уолл-стритовским брокером, который, услышав малеровскую Пятую, сразу и радикально переменил свою жизнь: бросил биржу, выучился дирижированию и стал мировым музыкальным авторитетом. Это свойство есть у музыки Малера — втягивать, вызывать нечто вроде религиозного экстаза или симптомов душевной болезни. Дирижёрскую работу Малер находил настолько же вдохновляющей, насколько и изнурительной, и потерю несколько килограммов веса в процессе дирижирования оперным спектаклем считал делом обычным. Причём, блистательные интерпретации таких оперных шедевров, как «Тристан и Изольда» Вагнера, «Фиделио» Бетховена и «Дон Жуан» Моцарта весьма этой потере способствовали, ибо во время работы над этими спектаклями Малер не гнушался методами гипнотического воздействия на оркестр, хор и певцов, что, как известно, требует колоссальных энергетических затрат. Результаты не заставляли себя ждать — публика уходила со спектаклей совершенно потрясённой, слава Малера гремела по всей Европе. А на слухи (не всегда, кстати, беспочвенные) о случаях гипнотических обмороков среди певцов, артистов хора и оркестра и даже, порой, среди служащих постановочной части мало кто обращал внимание. Хотя, один из солистов-теноров высказался в интервью одной из газет: «Воздействие, которое излучает этот маленький невзрачный человек, поистине фантастично!». Временами Малер страдал мигренью, которая мучила его с силой, соответствовавшей страстности и гипнотичности... Среди публики огромное недовольство вызывала манера Малера гасить огни рампы до того, как поднимется занавес — этим нехитрым способом он не допускал опоздавших в зрительный зал до конца акта. Понятно, что при таком непростом характере композитор нажил себе целую коллекцию врагов, которые использовали против него любые доступные способы. Некоторым особенно не давало покоя еврейское происхождение Малера, несмотря на то, что ещё до назначения главным дирижёром Венской оперы он совершенно искренне принял Римскую католическую веру. Формула Мироздания Жизнь Малера протекала по определённому сценарию: сезон от весны до осени занимало собственно дирижирование, которое сопровождалось интенсивной борьбой с виртуозными интригами Венского оперного мира. А на благодатный летний период приходилось уединённое сочинение музыки, которое, конечно же, не приносило композитору надлежащего отдыха. Первая симфония Малера прозвучала в Будапеште а 1898 году, а стальные восемь последовали за ней через примерно одинаковые интервалы времени. «Симфония — это Вселенная. Она должна охватывать буквально всё», — любил говорить композитор. «Я — всего лишь инструмент, на котором играет Вселенная... Моя симфония должна стать чем-то таким, чего еще не слышал мир! В ней вся природа обретает голос... Представьте себе, что Вселенная начинает звучать и звенеть. Поют уже не человеческие голоса, а кружащиеся солнца и планеты!». Всего им было написано «девять с половиной» симфоний, авангардная зонг-симфония «Песнь о земле», кантата-оратория «Песнь об умерших детях» (ныне успешно используемая организациями, пропагандирующими отказ от абортов), вокальные циклы «Песни странствующего подмастерья», «Волшебный рог мальчика» и многое другое. В его произведениях Животворящий Дух участвует в военных парадах и деревенских гуляниях, катится на санях под звон бубенцов и бряцанье гитар. Брат Жак исполняет погребальную песнь, а Судьба наносит свой сокрушительный удар... От мальчишеских грёз о небесах до страха смерти взрослого человека, Малер выставляет на показ всю свою жизнь доступным для понимания способом. Любовь и Смерть В 1902 году композитор наконец-то пересматривает своё отношение к вопросам личной жизни. Его выбор подруги жизни остановился на Альме Шиндлер — молодой интересной особе, оказавшейся столь страстной поклонницей творчества Малера, что решила начать изучать дирижирование и композицию, дабы хоть немного приблизиться к своему кумиру (который, судя по мемуарам, написанными одной выжившей из ума хористкой Венской оперы, был страшён, как смертный грех, но обладал какой-то сумасшедшей притягательной силой). Через год интенсивных занятий с выдающимися преподавателями выяснилось, что Шиндлер не в состоянии разродиться ни одной мало-мальски интересной мелодией. По настоятельным рекомендациям педагогов, учёбу пришлось оставить («халява капут, фроляйн!»). Несостоявшаяся «Губайдуллина» не слишком расстроилась по тому поводу, что её портрет не будет красоваться в галерее классиков музыки, ибо к тому времени ей удалось каким-то ей одной известным способом окончательно завладеть сердцем любимого композитора и свадьба вскоре состоялась. По соображению некоторых именитых музыковедов, именно этот союз и послужил причиной смерти композитора в 1911 году от сердечного приступа в возрасте пятидесяти лет. Причём во время написания десятой симфонии — дописывал уже Дерик Кук в 1960 году. Хотя, причина смерти в слишком частом обращении к гипнозу и магнетизму исследователями творчества Малера тоже не исключается... Альма пережила своего мужа ни много, ни мало на пятьдесят лет. Некоторое время она пожила с австрийским художником Одкаром Кокошкой, однако, в один прекрасный момент тот понял, что скоро и его может настигнуть участь покойного композитора. Такое развитие карьеры не входило в планы живописца... За утешение брошенной художником вдовы с большим энтузиазмом взялся немецкий архитектор Вальтер Гропиус. Одним из следствий этого скоропостижного замужества вышло рождение дочери Манон, а также знакомство Альмы с композитором Аланом Бергом — одним из самых увлечённых последователей идей Малера. Вскоре Берг подарит миру свой знаменитый Concerto для скрипки в честь Манон Гиппиус, а оперу «Воццек» посвятит самой Альме. И дух Густава Малера еще долго будет витать над этими сочинениями... Скачать произведение |
Работы автора: По следам Поезда-Призрака Кармина Бурана Хованщина все работы Публикации: Кольцо времени Колесо в заброщенном парке
|