АВТОРЫ    ТВОРЧЕСТВО    ПУБЛИКАЦИИ    О НАС    ПРОЕКТЫ    ФОРУМ  

Творчество: Олег Кулагин


Ночной дозор — первая кровь

   Тёплым июльским днём я спустился с верхнего этажа панельной «хрущовки». Чирикали воробьи. На скамейке у подъезда девушки пили «спрайт». Всё располагало к безмятежности.

   Но я не расслаблялся.

   Я знал, что где-то там, за изнанкой вещей таится жадный Сумрак... И благообразная старушка с палочкой вполне может оказаться ведьмой. А милые девушки — вампиршами, караулящими добычу...

   Ой! Одна из них жадно зыркнула в мою сторону!

   Нет. Я не перегрелся на солнце.

   Просто я шёл смотреть «Ночной Дозор»!


   Шёл с ликованием...

   Наконец-то, впервые за пятнадцать, а то и двадцать лет, у нас в России сняли полномасштабный фантастический фильм! Да ещё по книге, ставшей событием в отечественной фантастике!

   Шёл с опаской...

   Известно, что любая экранизация — скользкая вещь. Даже в Голливуде, с его «звёздами«и бюджетами.

   «Солярис» с Робертом Клуни...

   Джексоновское «Возвращение Короля». Никогда не был фанатом Профессора, но то, что сделали с его романом...

   Всё таки, литература и кино — разные искусства! И из самой хорошей книги может получиться ... (вымарано цензурой).


   Размышляя в таком ключе, я добрался до кинотеатра.

   И сердце взволнованно забилось. Очередь от касс тянулась по ступеням на улицу. Даже на «Матрицу» и «Возвращение короля» — такого не было! Знай наших!

   Я купил билет, поднялся в зал...

   

   Сейчас, когда я пишу эти строки, Интернет раскалился от противоречивых мнений. Одни с пеной у рта ругают, другие столь же остервенело хвалят.

   Вы все не правы, мои друзья!

   Главное достоинство фильма «Ночной дозор» — то, что он вышел на экраны! Состоялся, как кинематографический и, чего греха таить, бизнес-проект!

   В этом отношении, как к проекту, у меня к нему — никаких претензий. И я более, чем уверен — за первым последуют другие. Отечественный кинематограф открыл для себя отечественную фантастику!

   Если же трактовать фильм в узком смысле, как экранизацию знаменитого романа Сергея Лукьяненко... Конечно, тут далеко до идеала. Очень...

   Первый блин редко бывает нужной консистенции.


   ...Поединок Антона (Хабенский) с вампиром (Лагутенко). Яркая, динамичная сцена.

   Но откуда в заброшенной парикмахерской зеркала на стенах? Хотя... Если имеешь дело с вампирами, это довольно удобно.

   Плохо, что остался и инструмент! Вероятно, все парикмахеры провалились в Сумрак. И потому забыли ножницы, с которыми Мумий-Троль бегает за Антоном-Хабенским.

   Такое нестандартное вампирское поведение кого хочешь удивит! Вот и мечется бедный Антон с осколком зеркала, истошно выкрикивая «Я тебя вижу!» Наверное, запамятовал с перепугу, что не хуже вампиров умеет входить в Сумрак...


   ...Воронка инферно задевает самолёт. Ужас, катастрофа! Авиалайнер теряет высоту, ещё немного и врежется в землю! Нервы у зрителей — будто натянутые струны!

   Расслабьтесь, дорогие зрители.

   Это в жизни терпящие аварию самолёты падают. А наш лайнер, мистическим образом, носится над Москвой, теряя заклёпки и другие части фюзеляжа. Герои уже успели и в магазин сходить, и чаю попить, и пофлиртовать... А злосчастный самолёт всё «падает» над городом!


   ...Костя-Антон утихомиривает Воронку. Молодец!

   А дальше начинаются чудеса.

   Едва ли не мгновенно, он оказывается на крыше — рядом с Егором и вампиршей. Причём (вопреки логике и роману) Антон ухитряется обогнать оперативников Дозора Медведя и Тигрёнка — тех самых, которые охраняли Егора!

   У меня только одно объяснение — проделки Завулона!

   Иначе, над кем бы негодяй заносил свою кошмарную «мясостругалку»?!


   ...Нет, без вредительства «тёмных» тут точно не обошлось! Такое впечатление, что режиссёр и сценарист подверглись «магическому воздействию первой степени».

   Сами судите.

   Ясный и логичный сюжет превратился в клиповое мельтешение. Из которого, единственной доминантой вырастает физиономия Завулона. «Светлые» бегают, суетятся... Тёмный маг, наоборот — спокоен и уверен в себе. Финал фильма: Антон — раздавлен и повержен. Завулон — торжественно величав...

   Вот, блин!

   Извините, вырвалось...

   Да, Виктор Вержбицкий — хорош в роли главы «тёмных». Но неужели, победа Тьмы — авторский и режиссёрский замысел?

   Не верю!

   

   Яркая «картинка» — сильная сторона режиссёра Бекмамбетова. Зрелищный ряд — «драйвовый» и убедительный. Плохо, что в жертву этой «картинке» приносится всё остальное.

   И фильм распадается на ряд хорошо сделанных, но слабо связанных «видеороликов».

   Что толку от убедительных спецэффектов, если сами актёры теряют осмысленность поведения, превращаются в антураж для «картинки»?

   На одном видеоряде фильм не построишь!

   Кино и реклама — это всё-таки разные области!

   Хотя... После некоторых, бьющих по глазам «слоганов» и торговых марок, начинаешь в этом сомневаться. Понимаю, деньги спонсоров надо отрабатывать... Но даже в Голливуде это делают поскромнее — не так нахрапом!

   Эх, Бекмамбетов... Ту же энергию, да в мирных целях! Хотя б озвучку диалогов сделать внятной — уже был бы огромный плюс!

   Я — свидетель. Людям, не читавшим романа, с большим трудом удавалось понять из-за чего ж там сыр-бор!


   Отдельный вопрос — актёры на главные роли. Завулон-Вержбицкий — то, что надо. Гесер-Меньшов — вполне, хотя ему практически нечего было играть.

   Но роль Антона — абсолютно не для Хабенского (который, кстати, честно признавался в интервью, что терпеть не может фантастики)! Антон, в его исполнении — жалкий, потерянный и невнятный. Один Гесер знает, как такой сумел произвести впечатление на Светлану и унять Воронку?

   Из персонажей второго плана нельзя не упомянуть Валерия Золотухина в роли отца-вампира. Мастер, он даже в эпизоде — мастер! Гоша Куценко — совсем неплох в роли Игната. Юная, раненая вампирша, бредущая через ночную Москву, заставляет сжаться сердце...

   Хороша и ведьма в начале фильма. Её зловещее колдовство, атака «светлых» оперативников — один из ударных эпизодов. Но какого нечистого понадобилось втискивать туда Антона, вздумавшего причаровывать любовь ценой смерти ребёнка?! Это уж ни в какие ворота!... Чуть ли не самое диковинное «новшество» по сравнению с романом!


   Подвожу итог. Фильм — неординарный. Режиссёр — талантливый. Но, мягко говоря, неопытный.

   Смотреть такое кино стоит. Конечно, осознавая, как далеко ему до полноценного воплощения одной из лучших фантастических книг пореформенной России.

   Дай Бог — это лишь первая экранизация!


   ... А песенка в конце фильма — мне понравилась!

Скачать произведение


Обсудить на форуме© Олег Кулагин

Работы автора:

Звезды в кармане

Мой папа — склеротик

Дип-склероз

все работы

 

Публикации:

Русская кровь

Звезды в кармане

Московский лабиринт

все публикации

2004 — 2024 © Творческая Мастерская
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. Любое использование материалов сайта, полностью или частично, без разрешения правообладателя запрещается. Играть в Атаку